Недостаточно просто мечтать,
нужно сделать все возможное для того,
чтобы мечты осуществились.

Хорхе Анхель Ливрага






Философ по имени Хорхе Анхель Ливрага

Делия Стейнберг Гусман

(статья написана через несколько дней после смерти Х.А. Ливраги)

Профессор Хорхе Анхель Ливрага Рицци, итальянец по национальности, родился в Буэнос-Айресе (Аргентина) в 1930 году. По окончании факультета истории и гуманитарных наук в университете своего родного города он стал специалистом по истории и истории искусств.

В 1951 году Университетом Буэнос-Айреса ему была присуждена первая премия на Конкурсе национальной поэзии. Позже он стал автором многочисленных литературных произведений: "Лотос" (поэзия); "Анкор-ученик" (роман); "Введение в мудрость Востока" (философия); "Алхимик (По следам Джордано Бруно)" (роман); "Пес Моасси" (роман - критическое эссе); "Лекции" в 4-х тт. (сборник некоторых его публичных выступлений); "Ideario" (сборник философских статьей); "Письма к Делии и Фернану" (философские эссе); "Размышления" (сборник мыслей); "Основы Идеала Нового Акрополя"" (философия); "Элементалы - духи природы" (эзотерические традиции); "Фивы" (историческая критика); "Инициатический театр в Греции. Трагедия" (история культуры) и т. д.

Он был основателем и президентом международной ассоциации "Новый Акрополь", которая сегодня представлена более чем в сорока странах Европы, Америки, Азии и Африки. Этой организации он посвятил бoльшую часть своей деятельности. Она задумывалась как философская школа классического образца - как по широте и эклектизму передаваемых знаний, являющихся достоянием человечества, так и по способу применения этих знаний в качестве жизненных принципов. За свою жизнь он прочитал более четырехсот лекций на четырех континентах, где работает "Новый Акрополь", и провел огромное количество занятий по таким важным предметам, как философия, ораторское искусство, диалектика, теологический символизм и феноменология, антропогенез, космогенез, психология, социология и т. д.

Деятельность Хорхе Анхеля Ливраги освещалась прессой, радио и телевидением посещаемых им стран, включая его последнюю поездку в Россию, в Москву, где он прочитал лекцию для более чем 2300 слушателей и провел пресс-конференцию для государственного телевидения и сорока журналистов различных средств массовой информации.

В 1974 году он стал обладателем Парижского Креста Французской академии в области искусств, естественных и гуманитарных наук. Также он был награжден Большим Императорским Византийским крестом Константина Великого, являлся академиком Международного Филовизантийского университета, доктором философии Ацтекской академии искусств, естественных и гуманитарных наук и гражданской доблести, академиком Международной Буркхардтовской академии Швейцарии, придворным кавалером старинного и именитого Королевского братства рыцарей Св. Идельфонсо и Св. Атилано.

Иными словами, Хорхе Анхель Ливрага является выдающейся фигурой гуманистического движения нашего времени.

Трудно говорить о человеке столь многогранном и глубоком, ведущем столь обширную и значимую деятельность, - чувствуешь себя растерянным перед необходимостью выразить весь этот широчайший спектр в нескольких словах.

Не раз, когда нам приходилось представлять его на многочисленных лекциях, мы сталкивались с одной и той же парадоксальной ситуацией: о нем можно столько говорить, но так сложно найти подходящие слова! И все это потому, что самое главное заключалось не в делах, не в титулах и званиях, а в чем-то невыразимом, излучаемом его делами и всей его личностью.

Он всегда хотел, чтобы его знали прежде всего не как известного человека, а как философа, то есть скромного и постоянного искателя истины, терпеливого и настойчивого в своих поисках, интуитивного и глубокого в своих открытиях. Он всегда хотел, чтобы его знали прежде всего как ученика, а не как учителя, потому что он обучал других тому, чему учился сам, и учился сам, чтобы обучать других, постоянно трансформируясь и развиваясь вместе со своими собственными учениками, своими друзьями в поисках мудрости, как он их называл.

Он начал заниматься философией, будучи очень юным, но не удовлетворился общепринятыми ответами, а довел свои вопросы до границ эзотерического, тайного и метафизического. Он перешагнул границы современной философии: ее настоящее и будущее стали для него реальностью много лет назад, а в прошлое он заглянул даже дальше загадочных досократиков, уже погрузившихся для нас в глубину веков. Но он всегда умел находить направляющую нить, фундаментальное сходство между великими идеями, великими учениями: он умел находить вечного человека.

Его устремленность привела его к тому, что он заинтересовался историей и философией, искусством и археологией, ораторским искусством и литературой, педагогикой и примерами, которые дает сама жизнь, всем, что происходило вокруг него. Основав Международную организацию "Новый Акрополь", он воплотил свою мечту о философской школе классического образца, то есть о жизненной и всеохватывающей Философии, дающей возможность сопоставлять все знания и сознательно проживать каждый усвоенный урок.

Он чередовал лекции с написанием романов, актуальные статьи - с занятиями, краткие курсы - с литературными эссе. Он наслаждался искусством во всех его аспектах и бесконечно любил дошедшие до нас маленькие, но выразительные остатки древних цивилизаций - от знаков письменности до глиняного черепка. Но во всех этих занятиях он всегда выделял трансцендентальный смысл жизни. Независимо от религиозной формы, присутствие Бога было для него очевидно в любом живом существе, вещи или событии, каким бы незначительным оно ни казалось. Поэтому он любил жизнь, поэтому он не боялся смерти.

Он был Учителем, великим Учителем, а такое мало о ком можно сказать. Его мастерство учителя выражалось не столько в широчайших знаниях, сколько в удивительной способности быть понятным, уметь общаться с другими. Он сделал слово и искусство беседовать самым удивительным средством человеческих отношений. Он отдал своим ученикам всю любовь, которую было способно вместить его сердце, - а ее было немало, и все свои надежды на будущее - а их было много. В качестве наставника он был терпеливым и щедрым, справедливым и объективным в суждениях - он умел учить каждым жестом, каждым словом. Он прилагал постоянные усилия, чтобы быть на высоте того, что от него ожидалось, и того, что он ожидал от своих учеников.

Он был человеком справедливым, добрым, а такое можно сказать не о всяком. Даже беглое знакомство с его жизнью, а тем более рассказы тех, кто знал его глубже, раскрывает его несгибаемый дух любви к истине и справедливости.

Мы знаем, что легко прятать недостатки, восхваляя достоинства, но в данном случае возможные недостатки полностью затмеваются величием его подлинных достоинств. Если бы мы могли собрать их в одно основополагающее и определяющее качество, мы бы сказали, что он был Человеком-Идеалистом в полном смысле этого слова. А это означает воспринимать великие Идеи - платоновские Архетипы, уметь связывать их с этим миром, жить и умирать во имя них.

Во имя своего идеализма он преодолевал страхи и трудности, телесные недомогания и душевные страдания, психологическую и моральную боль. Он умел решать все проблемы с ясностью и быстротой. И во имя этого Идеала он путешествовал, неутомимо путешествовал, распространяя там, где проходил, Любовь и Мудрость.

И вот теперь он снова пустился в путь, может быть несколько более долгий, но не менее плодотворный. На этот раз он не будет сеять, а будет собирать то божественное дыхание, о котором столько раз нам говорил и которое так красиво и тонко проявлял в этом мире. А здесь остаемся мы, те, кто, с прежней любовью, пришел попрощаться с ним, и мы будем рядом, чтобы приветствовать его, когда он вернется.

Философ не уходит бесследно. Когда философ уходит, остаются его слова, остаются преподанные им уроки, остается пламя Огня, которое освещает путь, чтобы следовать по нему. Когда философ уходит, остается много тех, кто пускается в путь, стремясь достичь той же высоты, того же духовного измерения. Ушел философ Хорхе Анхель Ливрага. Но по его следам твердо идем мы, его ученики.